^ На Главную
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Общаясь с родителями наших пациентов, мы не перестаем удив­ляться, как по-разному относятся они к известию о том, что у их детей обнаружено искривление позвоночника. Одни, узнав о ско­лиозе и не увидев своими глазами какой-либо выраженной де­формации (а ее неспециалист и не может заметить), не торопят­ся в лечебное учреждение, упуская тем самым драгоценное вре­мя для лечения. Другие, напротив, с тревогой и испугом обраща­ются к специалисту: «Неужели вырастет горб? Сделайте, чтобы не было таких страшных последствий». И от врача требуются тер­пеливые разъяснения, чтобы родители стали грамотными помощ­никами ортопеда в лечении их ребенка.

Сколиоз - боковое искривление позвоночника, сочетающееся с торсией позвонков и ротацией их вокруг вертикальной оси. В результате прогрессирования этих изменений у больного посте­пенно формируется гиббус - костное выпячивание в виде одно­стороннего реберного горба.

Определяющим в диагностировании сколиоза является торсия позвонков. Без торсии нет сколиоза. Но что значит этот термин? Представьте, что у вас в руках прямоугольник из пластилина раз­мером чуть поменьше спичечного коробка, имитирующий тело по­звонка. Что случится с «позвонком», если мы, взявшись за его верхнюю и нижнюю части, развернем в разные стороны? Совер­шенно верно: одна из его боковых сторон приблизится к нам, дру­гая - отодвинется. Это и есть торсия - скручивание позвонков, процесс протекающий в живом организме в более замедленном темпе. В результате меняется структура не только тел позвонков.

Вследствие торсионной деформации позвоночника ребра (при­крепляясь к поперечным отросткам позвонков) с одной стороны будут выпячиваться, образуя реберное выбухание (в начальной стадии заболевания) или реберный горб (при более тяжелой сте­пени сколиоза). Асимметричное расположение ребер опытный ортопед выявляет при медленном наклоне ребенка вперед с вып­рямленными в коленных суставах ногами и опущенными вниз рас­слабленными руками.

К сожалению, до сих пор нет полного и однозначного ответа на вопрос, почему возникает сколиоз. Ясно лишь то, что в основе болезни лежат врожденные нарушения обмена соединительной ткани, вызывающие ослабление соединительно-тканных образо­ваний (связок, хрящей и т.д.). Об устранении истинной причины сколиоза говорить нельзя, т.к. причина эта чаще неизвестна или на нее невозможно воздействовать (деформация крестца, уве­личение поперечного отростка пятого поясничного позвонка, рас­щепление дужек или костные аномалии в других местах, в т.ч. дисплазия тазобедренных суставов). Сколиоз может передавать­ся по наследству, экологически неблагоприятная среда может от­рицательно влиять на развитие плода будущей мамы.

Время выявления сколиоза не следует отождествлять с момен­том его возникновения. Если сколиотическая деформация позво­ночника не обнаружена опытным ортопедом у ребенка до шести лет, он не возникает и в дальнейшем. Успех лечения в значитель­ной степени зависит от его своевременного начала, поэтому при малейшем подозрении на искривление позвоночника родители должны показать ребенка специалисту.

Сколиоз, как и кифоз, протекает безболезненно, а поэтому час­то выявляется лишь при выраженной деформации, диагностиро­вать и лечить деформацию нужно тогда, когда ее еще нет. В свя­зи с увеличением этой серьезной детской ортопедической пато­логии настало время вносить коррективы в программы физичес­кого воспитания детей, начиная с дошкольных учреждений.

В санаторной школе урок физкультуры проводится два раза в неделю по адаптированной программе. Учащимся со сколиозом в общеобразовательной школе рекомендуется посещать спецгруппу только корригирующей гимнастики, к сожалению, не во всех школах такие группы функционируют. Допустимы занятия в спец при сколиозе группах для детей с ослабленным здоровьем, но с исключением противопоказанных упражнений при сколиозе.

Сколиоз прогрессирующее заболевание и лечить его нужно пока растет ребенок. Костная система заканчивает свое формирова­ние к 18-19 годам, с окончанием роста прекращается и прогрес­сирование деформации. Особенно опасен своим прогрессиро­ванием сколиоз во время гормональной перестройки в очеред­ной период бурного роста всех отделов позвоночника в возрасте с 10 до 15-16 лет, когда мышцы не успевают в росте за ростом костей, ситуация усугубляется, если дети не тренируются по спе­циальной методике. Это приводит в начале к нарушению осанки, а в дальнейшем к серьезной ортопедической патологии: к сколи­озу, юношескому кифозу и кифосколиозу, когда отчетливо выяв­ляется искривление во фронтальной и сагиттальной плоскостях (в сторону и передне-заднем направлении).

По статистике сколиоз в 4-5 раз чаще наблюдается у девочек, а кифотическая деформация позвоночника (болезнь Шейерман) в 3-4 раза чаще развивается у мальчиков.

Основой профилактического (цель которого приостановить про­цесс, не допустить увеличения деформации) консервативного (т.е. без хирургического вмешательства) комплексного лечения ско­лиоза является разгрузка позвоночника, его ростковой зоны мак­симально даже от собственного веса, т е. пребывание ребенка в горизонтальном положении в зависимости от тяжести заболева­ния в сутки, включая ночной сон, от 12 до 19 часов. В положении лежа сколиотическая кривизна уменьшается, так из 9° искривле­ния остается не более 5° истинного сколиоза. Кстати животные не страдают ни сколиозом, ни остеохондрозом, т.к. позвоночнику них-находится в горизонтальном положении. Максимальная по времени разгрузка позвоночника достигается в условиях санаторной школы, где дети учатся в положении лежа на медицинсих кушетках, в некоторых со специальными клиновидными под­ставками - подгрудниками, которые можно использовать и в до­машних условиях, особенно для детей младшего возраста, длина ее от плечевого пояса до колен.

Учащиеся специализированных школ после обеда и прогулки на воздухе находятся в спальнях в течение одного часа (решают свои общественные задачи), лечебные процедуры проводятся тоже в положении лежа (массаж, физиотерапевтическое лече­ние), вечером учат уроки в классах в положении лежа. Лечебная гимнастика проводится три раза в день: утренняя после сна, во время уроков дети идут заниматься в зал ЛФК и в середине дня корригирующие укладки, т.е. лечение положением.

Соблюдение ортопедического режима разгрузки позвоночника обеспечивает равномерную нагрузку на позвоночный столб и мышцы спины, уменьшает давление на межпозвонковые хрящи с вогнутой стороны, что способствует симметричному росту по­звонков и создает удовлетворительную коррекцию.

Но не всегда родителям удается устроить ребенка в санатор­ную школу-интернат. Обучаясь в общеобразовательных школах в домашних условиях разгрузка позвоночника должна проводить­ся, включая ночной сон, до 14-15 часов.

Как это выполнить? Вечером время отхода ко сну должно быть фиксированным, школьникам младших классов не позже 21 часа, старшеклассникам - 22часа. Но лечь надо на один час раньше, обеспечить достаточное освещение (лампа не менее 100 Вт.) сле­ва. В положении лежа на спине можно читать, готовить устные уроки, рассматривать журнал, вязать.

Постель у ребенка должна быть ровной и теплой, в идеале - доски и обычный ватный матрац, но ни в коем случае не панцир­ная сетка, не раскладушка, не перина. Диван, кровать могут быть жесткими. Плечи на подушку не укладывать, без подушки не спать. Подушка в зависимости от возраста должна быть для дошколь­ников 30x30 см, для детей младших классов 40x40, для более старших - обычная, 60x60 см.

Очень важен сон для ребенка, чем младше ребенок, тем боль­ше он должен спать, дети младших классов должны спать в сут­ки не менее 10-11 часов, из них 1-1,5 часа днем. Для более стар­ших - не менее 8-9 часов.

Утром после ночного сна - специальная утренняя гимнастика (в положении лежа) в течение 15-20 минут. В школу детей млад­ших классов отводить в сопровождении взрослого, который бе­рет в руки тяжелый портфель или ранец школьника, и встречает его из школы.

В школе, сидя за столом чтобы снизить нагрузку на позвоноч­ник, необходимо принять наклонное положение туловища: ото­двинуться по стулу немного назад, наклониться на стол, спинка ровная с опорой на предплечья рук (на локти и кисти). Не следу­ет требовать от детей сидеть ровно - красиво. Лучше, когда ре­бенок сидит за наклонной партой.

Придя из школы, ребенок переоделся, покушал и должен лечь на 1,5-2 часа. Необходимо снять мышечное напряжение и наби­рать соответствующее количество часов разгрузки позвоночни­ка, как основу лечения сколиоза, без чего не может быть желае­мого результата. В положении лежа можно смотреть телевизор, поспать и отдохнуть перед нагрузкой в полном, по возрасту, объе­ме по лечебной гимнастике. Длительность занятия для дошколь­ников 20 минут, школьников младших классов - 30-40 минут, для старшеклассников 45-50 минут. После занятия ребенок должен лечь на 15-20 минут, необходимо отдохнуть после нагрузки, на­бирать количество времени разгрузки позвоночника и принять своего рсда массаж, лежа спиной на ипликаторе Кузнецова. Пос­ле этого можно встать.

Писать и читать рекомендуется за столом в коленно-локтевом положении: стоя на коленях на низком мягком стуле или пуфике, руками продвинуться вперед по столу, или просто подойти к сто­лу с опорой на руки, приняв наклонное положение с освещением слева.

В положении сидя высота стола должна быть такой, чтобы ре­бенок мог положить руки на стол, не поднимая плеч.

Чаще принимать положение лежа на спине руки за голову, ноги поставить согнутыми. Избегать асимметричных поз, в положе­нии стоя тяжесть тела распределять равномерно на обе ноги. При многолетней ассиметричной позе во время письма сидя за сто­лом при опущенном левом локте с края стола и подложенной под себя левой ноге формируется деформация позвоночника — пра­восторонний грудной и левосторонний поясничный сколиоз (Б — образный), так называемый «школьный сколиоз». Следить за осанкой - не ходить вопросительным знаком, плечи должны быть развернутыми (лопатки в одной плоскости со спинкой), живот под­тянут, голова приподнята.

Вторая составная часть лечения сколиоза - лечебная физ­культура. Основная задача - создать крепкий собственный «мы­шечный корсет», удерживающий позвоночник в правильном по­ложении, которая осуществляется с помощью ежедневной ле­чебной гимнастики, как основной формы ЛФК.

При невыполнении врачебных рекомендаций в период учебы с 5 по 9 класс сколиотическая деформация может увеличиться с I до III, более тяжелой, крайне трудно поддающейся лечению сте­пени. Инвалидность наступает при III- IV степени тяжести искрив­ления, при этом могут появиться клинические симптомы: голов­ная боль и боль в позвоночнике, нарушается функция внутрен­них органов, в первую очередь сердца и легких.

Проблема лечения сколиоза не столько медицинская, сколько медико-педагогическая. Врач выявляет сколиотическую дефор­мацию и объясняет, в чем заключается лечение, а от родителей зависит правильная организация лечения в домашних условиях после проводимого курсами лечения в амбулаторных условиях.

Сильные мышцы спины грудного отдела и сильные мышцы брюшной стенки обеспечивают сохранение правильной осанки и приостанавливают прогрессирование сколиоза.

В комплексное лечение входят занятия на специально подобран­ных тренажерах, в том числе и на тренажере «Горбунок» с двой­ным подходом (в начале и в конце занятия), с той же целью - заставить работать мышцы спины и живота без нагрузки позво­ночника по вертикали. Только выполнение тяжелых и изнуритель­ных физических упражнений с соблюдением правил тренировки и с учетом возрастных физических возможностей, состояния здо­ровья ребенка может дать положительный результат. Опыт пока­зывает, что дети, занимаясь изо дня в день одними и теми же комплексами упражнений с возрэстаюией нагрузкой, совершен­ствуются физически, становятся привлекательными своей кра­сивой осанкой, которая скрывает имевшуюся деформацию.

Комплекс корригирующей гимнастики должен выполняться толь­ко после отдыха, т.к. физически уставший ребенок не в состоя­нии точно выполнить упражнение даже безтельной на­грузки. Лечебная гимнастика без учета выносливости мышечной системы приводит к отрицательным последствиям. Предлагаемые комплексы лечебной гимнастики являются ори­ентировочными, на основании их мсвкно составить и другие, учи­тывая методику лечебной физкультур в разгрузочном для по­звоночника горизонтальном положении без наклонов и поворо­тов туловища в разные стороны; во время выполнения лечебных упражнений ребенок должен активно тянуться вперед, сводить лопатки, голову не запрокидывать (плоскость лица —параллельно полу); не допускать переразгибания переразнибания поясничного позво­ночника (в положении лежа на животе прямые ноги с пола не поднимать); в положении лежа на спине прямые ноги понимать и опускать только поочередно; включать в процедуру упражне­ния с предметами (гимнастическая палочка, гантели эспандеры, манжеты, у гимнастических снарядов (шведская стемса, гимнас­тическая скамейка), включать упражнения в балансировке с не­большим грузом на голове, упражнения на равновесия и эординацию движений, дыхательные упражнения.

Все упражнения, укрепляющие мышцы туловища '-поводятся в медленном темпе, счет по секундам с включением изометри­ческих упражнений, т.е. с задержкой в корригирующем положе­нии на 6-8-10 счетов. Упражнения статистического характера дол­жны сочетаться с упражнениями на расслабление. Традиционные упражнения в коленно-кистевом положении (на четвереньках) — «кошка сердится», «кошка добрая» увеличива­ют сутулость и прогиб в поясничном отделе. С целью уменьшения поясничного лордоза и сутулости из этого же исходного по­ложения ребенок выполняет глубокий сед на пятки, кисти рук ос­таются в исходном положении: прямые руки, голова и спина со­ставляют одну прямую, активно тянуться руками вперед, носки оттянуть, задержаться в этом положении на некоторое время.

При сколиотической болезни любой тяжести и локализации большее применение находят симметричные упражнения, кото­рые отвечают всем требованиям лечения сколиоза. Их корриги­рующий (выравнивающий эффект) связан с неодинаковым на­пряжением мышц: при попытке сохранить симметричное поло­жение частей тела во время основных упражнений (в положении лежа на животе) - более ослабленные поверхностные мышцы на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, работают с большей нагрузкой, чем более сильные поверхностные на противоположной стороне этого же отдела позвоночника, частично ослабевает и поддается обратному развитию, растягивается мышечная контрактура на стороне вогнутости сколиотической дуги.

В этом проявляется физиологическая асимметрия, т. е. выраженный корригирующий эффект симметричных упражнений свя­зан с физиологическим перераспределением нагрузки на различ­ие мышечные группы. В итоге мышечная тяга с обеих сторон постепенно выравнивается, прогрессирование деформации при­останавливается. К тому же следует учесть, что глубокие пара- вертебральные мышцы на выпуклой стороне функционально бо­лее активны, ,им придается значение в механизме ротации по­звонков.

Асимметричное воздействие заключается в лечении положени­ем с концентрацией своего лечебного действия локально, на данном участке позвоночного столба. Например, в положении лежа и отведении ноги в сторону выпуклости дуги сколиоза в пояс­ничном отделе изменяется положение таза, и дуга сколиоза уменьшается. Дуга верхнегрудного искривления будет уплощаться за счет изменения положения плечевого пояса. При S - образной х зрме искривления эти способы коррекции сочетаются.

Дополнительным элементом кинезотерапии является трениров­ка подвздошно-поясничной мышцы по Кону. При сколиозе грудо­поясничного отдела позвоночника с одним изгибом с вершиной искривления строго на уровне XII грудного - I поясничного по­звонков врачом-ортопедом назначается тренировка подвздошно- поясничной мышцы на стороне вогнутости искривления. Эта мышца создает важную уравновешивающую силу. Укрепление ее заключается в сгибании бедра с определенным грузом в положении лежа на кушетке.

Лечебная физкультура включает и ходьбу на лыжах, катание на коньках, в т.ч. и на роликовых в течении 30-50 минут, волейбол пасовка двумя руками одновременно, ездить на велосипеде с низко опущенным рулем, придавая позвоночнику наклонное положение. При сколиотической деформации рекомендуется лечебное плавание: длительная фаза скольжения (горизонтальное положление туловища) - с пенопластовой доской, плавание в ластах, ныряние только в длину, научиться выполнять упражнение звездочка» (или «медуза») в положении лежа на спине и на жи- воте, плавать на надувном матраце, загорать, закаляться. Стиль плавания: «брасс» в первую очередь на спине, на животе. Кроме закаливающего момента и эмоционального фактора плавание укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает жизненную емкость легких.

Противопоказано плавание «по-собачьи» (сутулость увеличи­вается), вольный стиль («кроль»), тем более «баттерфляй» и «дельфин», которые увеличивают мобильность позвоночника, -арушается стабилизация сколиотической деформации.

Лечебный массаж, как средство пассивной гимнастики проводится с целью расслабления поверхностных мышц на вогнутой стороне элиотической дуги и стимуляции их на выпуклой, а детям младшего возраста и массаж брюшной стенки. Курс не менее 15, можно и больше сеансов не реже одного раза в квартал. Массаж пока­зан как при нарушении осанки, так и при сколиозах всех степеней тяжести, но не после физиотерапевтических процедур особенно с применением лекарственных средств. Применение массажных масел и кремов во время массажа можно рекомендовать только пои потливости больного или влажных рук массажиста. Лучше наносить немного вазелина или масла только на кисти рук массирующего. По окончании массажа необходимо сразу снять крем, вазелин, масло или присыпку салфеткой или полотенцем, смо­ченным в теплой воде, в одеколоне (кроме лечебных растирок с применением финалгона, апизартрона и т.п., которые назначают­ся в основном при корешковых болях у взрослых).

Из физиотерапевтических процедур обеспечивает избиратель­ную тренировку ослабленных и растянутых мышц спины элект­ростимуляция (и в данном методе лечения имеет место асим­метрия), т.е. электрогимнастика, а также электрофорез с кальци­ем и мумие, магнитотерапия.

Третьим, обязательным условием лечения сколиоза является недопущение расшатывания позвоночника, увеличение его гиб­кости, максимальной подвижности. Все лечебные средства дол­жны быть направлены на остановку, блокирование прогрессиро­вания сколиоза, достижение стабилизации процесса является благополучным результатом лечения. Усиление мобильности ско- лиотической деформации используется при прогрессирующих сколиозах для максимального растягивания позвоночника перед операцией фиксации его с помощью металлических конструкций, о чем у большинства больных не должно быть речи.

Все, что увеличивает амплитуду движения позвоночника, про­тивопоказано: акробатика, борьба, каратэ, танцы, любой вид спорта, с тренировками по 2-3 часа 3-4 раза в неделю, даже пла­вание как спорт с его нагрузочными разминками способствуют увеличению деформации вплоть до выраженной И и III степени. Методика обучения плаванию, как и само лечебное плавание, в значительной степени отличается от обычной, применяемой в спортивной практике. Целесообразно плавание при сколиозе толь­ко в комплексе с корригирующей гимнастикой и массажем, со­здав предварительно сильный мышечный корсет.

К другим противопоказаниям относятся чистый вис (провиса­ние на прямых руках), выполнять «угол» в висе. Смешанные висы (полувисы) с опорой ногами на реечку или стоя на полу у гимна­стической стенки, лазание по канату применяются в процедуре ЛФК в качестве лечебных упражнений.

К противопоказаниям относятся также перенос тяжестей: друг друга, младших сестер и братьев, полное ведро воды. Но себя надо обслуживать, в школе дежурить, помогать дома - вес по возрасту должен быть ограничен: для детей младших классов до 2,5 кг, средних 4-5, старших - не более 10 кг.

Противопоказано поднятие штанги и тяжелых гантелей в поло­жении стоя и сидя, участие в строительных и земельных рабо­тах (пока растет ребенок), школьники освобождаются от полевой практики.

Сколиоз порой непредсказуем в своем течении. Как и с любым другим заболеванием, организм борется и с этим, только нужно помочь ему справиться с ортопедической деформацией. Необ­ходимо помнить, что попытка добиться коррекции искривления на фоне мобилизации позвоночника может привести к снижению его стабильности и нарушению компенсации.

Следует еще раз подчеркнуть, что залог успеха - в разгрузке, работе а не расшатывании позвоночника. В случае, если хотя бы одно из этих условий не выполняется, расчитывать на успех не приходится.

Учащиеся, больные сколиозом, освобождаются от уроков физ­культуры по основной программе. Нагрузочный бег, прыжки в дли­ну и в высоту на результат исключаются.

Рабочее место в классе ученику занимать нужно в одном из трех рядов, посоветовавшись с врачом. Общепринято, что книги лучше носить в ранце за спиной. Если учащийся пользуется пор­тфелем или сумкой, необходимо получить консультацию, как и в какой руке их носить.

Следует обратить внимание на внешкольные мероприятия. За­нятия в музыкальной, художественной школах, различных круж­ках не дают возможности выполнить в полном объеме первое условие - разгрузку позвоночника, и, как результат этого угнета­ется ростковая зона межпозвоночных дисков, деформация труд­но поддается лечению, часто сколиоз прогрессирует, может сфор­мироваться и передний реберный горб на вогнутой стороне дуги.

Сколиоз и нарушение осанки довольно часто сочетаются с плос­костопием как проявление нервно-мышечной и соединительно­тканной недостаточности и при этой патологии.

В рацион полноценного питания ребенка необходимо включать продукты, содержащие фосфор и кальций, особенно необходи­мые для формирования костной ткани растущего организма

Регистратура - 92-95-28

Щербаков Евгений Дмитриевич

т. 401-30-03

врач ортопед-травматолог, вертеброневролог, член-корреспондент международной академии информации при ООН

Щербаков Дмитрий Евгеньевич

(067) 459-37-34

врач ортопед-травматолог

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">'+addy_text12822+'<\/a>'; //-->